Главная 24 Тайная власть 24 Опричнина Ивана Грозного

Опричнина Ивана Грозного

Опричнина Ивана Грозного. Причины. Введение. Последствия

Опричнина Ивана Грозного

Что такое Опричнина

Опричниной (от слова «опричь» – кроме) начали называть специально выделенный государю земельный удел, и штат царских приближенных, и особое войско. В опричные владения входили ряд городов и уездов в центре страны (Суздаль, Можайск, Вязьму), богатые земли русского Севера, некоторые уезды на южных рубежах державы. Остальная ее территория была названа «земщина».

Весь государственный аппарат делился на две части – опричный и земский. Вошедшие в опричнину феодалы (вначале их было 1000, а к 1572 г. – 6000) ходили в специальной униформе: в черном кафтане и черной же островерхой шапке. Преданность своему царю, готовность «вымести и выгрызть» изменников символизировали привязанные к шеям коней и колчанам для стрел метлы и собачьи головы.

Само слово «опричь» («опричнина») начало употребляться задолго до правления Ивана Грозного. Уже в XIV столетии опричниной называли часть наследства, которая достается вдове князя после его смерти. У нее было право получать доходы с определенной части земельных угодий, но после ее смерти все это возвращалось к старшему сыну. Вот что такое опричнина — специально выделенный в пожизненное владение удел.

У слова «опричнина» со временем появился синоним, восходящий к корню «опричь», что значит «кроме». Отсюда «опричнина» — «тьма кромешная», как ее еще временами называли, «опричник» — «кромешник». Но этот синоним употреблялся только с XVI столетия.



В общем, все разногласия историков по поводу причин возникновения опричнины, можно свести к двум взаимоисключающим утверждениям:

• Опричнина была обусловлена личными качествами Ивана Грозного и у нее не было никакого политического смысла (В.Ключевский, С.Веселовский, И.Фроянов);

• Она была хорошо взвешенным политическим шагом Ивана IV и направлялась против социальных сил, противостоящих его «самовластию». Такое утверждение, в свою очередь, также «раздваивается». Одни исследователи считают, что целью опричнины было сокрушить боярско-княжеское экономическое и политическое могущество (С.Соловьев, С.Платонов, Р.Скрынников). Другие (А.Зимин и В.Кобрин) полагают, что опричнина «направлялась» в остатки удельно-княжеской старины (Старицкий князь Владимир), и еще была направлена против сепаратистских устремлений Новгорода и сопротивления церкви как мощной, противостоящей державе организации. И любое из этих положений не бесспорно, потому спор об опричнине продолжается.

1560 год — им была упразднена Избранная рада, хотя именно она смогла создать ту базу, на которой впоследствии и расцвело пышным цветом государево величие.

1558 год — началась Ливонская война. Многие представители боярской знати были против нее. Они в открытую высказывали свое недовольство. Все это способствовало накалу страстей в высших эшелонах власти. Государь усиливал давление на бояр, но те не желали покорно склонять головы перед царской волей. Некоторые князья начали уезжать за границу. К примеру, предательство в 1563 году военачальника князя Андрея Курбского, входившего в состав Избранной рады и бежавшего в враждебную Литву (после чего и без того мнительный государь стал везде видеть заговор, убедился в неверности ему бояр).



Опричнина Ивана Грозного

Картина Н. В. Неврева. Изображено убийство боярина И. Федорова (1568), которого Грозный, обвинив в желании захватить власть, заставил надеть царские одежды и сесть на трон, после чего зарезал.

Действия свои против бояр-княжат государь открыл невиданным поступком. В самом конце 1564 года он уехал из Москвы, не сказав куда, и остановился за Троице-Сергиевым монастырем в Александровской слободе (сейчас город Александров). Оттуда в январе 1565 года он прислал в Москву грамоту, в которой говорилось, что он оставляет свое царство из-за боярской измены. Москвичи, отправив к государю посольство с духовенством во главе, уговаривали его не покидать царства. Иван Грозный согласился остаться на царстве, только с условием, что ему не станут мешать «класть свою опалу» на изменников, а иных и казнить, а ему самому учинить себе «опричнину»: «двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной». Так была введена знаменитая опричнина.

Когда опричнина устроилась, она стала действовать. Цель опричнины заключалась в том, чтобы забрать всякую силу и значение у той княжеской аристократии, которая образовалась в столице из потомства удельных князей и считала себя как бы соправительницей царя. Испытав на себе властолюбие своих бояр, Иван IV счел их «изменниками» и, не удовлетворившись опалами на отдельных лиц, надумал обезвредить все боярство.

В своем новом «дворе», куда он не пускал «изменников-бояр», он получил силы и средства для действий против них. Он брал к себе в опричнину один за другим те города и уезды, в которых имелись старые удельные вотчины бояр-княжат, и применял к ним тот порядок, какой применялся Москвой в захваченных областях (Новгороде, Пскове, Рязани). Именно из взятых в опричнину уездов выводились вон все опасные и подозрительные для царя Ивана люди, как правило потомки удельных князей. Их переселяли на окраину государства, на новые земли, где не было никаких удельных воспоминаний и где эти люди не представляли из себя опасность.



Старые же их земли отбирали «на государя» и они шли «в раздачу». Вместо удаленной знати государь селил в их старых вотчинах мелких помещиков-опричников, преданных ему и которые зависели только от него. Совершая это дело разорения и изгнания старой знати, государь, по его выражению, «перебирал людишек». Он делал это до конца своей жизни, на протяжении почти 20 лет, и постепенно забрал в опричнину половину всего государства. Оставшаяся половина находилась в старом положении, управлялась боярской думой и называлась «земщиною», или «земскими» (людьми). 1575 год — над земщиною Иван Грозный поставил было особого «великого князя» в лице подчиненного ему крещеного татарского (Касимовского) царя Симеона Бекбулатовича, но вскоре свел его в Тверь.

Опричнина Ивана Грозного

Опричнина была жестокой мерой, разорившей не только княжат, но и множество других людей, — всех тех, кого насильственно переселяли с места на место, у кого забирали вотчины и хозяйство. Сама по себе опричнина должна была возбудить ненависть гонимых. Однако действия опричнины сопровождались еще жуткими зверствами. Иван Грозный не только изгонял знать из ее вотчин: он мучил и казнил неприятных ему людей. По приказу царя рубили головы «изменникам» не только десятками, но целыми сотнями. 1570 год — государь разорил целый город, именно Великий Новгород.

Заподозрив новгородцев в какой-то измене, он пошел на них войной как на настоящих врагов и губил их без всякого суда на протяжении нескольких недель.



Иван собрал всех опричников, которые были способны носить оружие, вперед были отправлены разъезды, которые заняли все почтовые станции и городки по дороге, под предлогом борьбы с чумой въезд и выезд из Новгорода запретили – чтобы никто не мог предупредить северян о движении опричного войска.

Грабежи и убийства начались еще по дороге – в Твери и Торжке, а 2 января 1570 года передовые отряды опричников подошли к Новгороду и сразу окружили его, «дабы ни един человек из града не убежал». В Новгороде опричниками был устроена кровавая резня: «Царь и великий князь сед на судище и повеле приводити из Великаго Новагорода владычних бояр, и служилых детей боярских, и гостей, и всяких городцких и приказных людей, и жены, и дети, и повеле перед собою люте мучити».

Опричнина Ивана Грозного

Московский застенок времен опричнины. А. Васнецов

Несчастных жгли огнем, после привязывали к саням длинной веревкой и тащили две версты до Новгорода, где связывали (детей привязывали к матерям) и бросали с моста в реку, где другие «каты» заталкивали их под лед огромной полыньи палками. «Главу заговора», новгородского архиепископа Пимена, отправили в Москву – старика, больше 30-ти лет окормлявшего Новгород, посадили на кобылу задом наперед и приказали всю дорогу дуть в волынку – атрибут скоморохов. В столице церковный суд лишил Пимена сана, его заточили в Никольском монастыре в Веневе, где через год тот скончался.



Город полностью разграбили, на оставшихся в живых новгородцев наложили огромные штрафы, которые выбивались – в прямом смысле – кнутом на «правеже» еще много месяцев. Годы спустя царь впишет в составленный им «Синодик опальных», список убитых его волею людей, страшную в своей лаконичности фразу: «По Малютине скаске новгородцев отделал тысящу четыреста девяносто человек». И историки по сей день спорят, является ли эта цифра общим количеством погубленных в Новгороде людей или это «достижение» только отряда под началом Малюты Скуратова.

Из Новгорода опричное войско двинулось в Псков, который ожидала та же участь. Однако «пскопских» спас местный юродивый Никола, который протянул государю кусок мяса. На недоумение царя – зачем ему мясо в пост, юродивый, согласно легенде, отвечал: «Да разве Ивашка думает, что съесть постом кусок мяса какого-нибудь животного грешно, а нет греха есть столько людского мяса, сколько он уже съел?». По другой версии, юродивый потребовал: «Хватит мучить людей, уезжай в Москву, иначе лошадь, на которой ты приехал, не повезет тебя обратно». На другой же день лучший государев конь пал, и испуганный царь приказал возвращаться в столицу. Как бы там ни было, но Псков смог отделаться малой кровью – царь поверил знамению и покорился, как он считал, Божьей воле.

Опричнина Ивана Грозного

По всему государству, много лет кряду, вламываясь в частные дома, опричники проливали кровь, насильничали, грабили и оставались безнаказанными, так как считалось, что они «выводили измену» из царства. Царь Иван, получивший имя «Грозного» за свои казни и зверства, сам доходил до неистовства и необыкновенной распущенности. Кровавые казни сменялись у него пирами, на которых тоже лилась кровь; пиры переходили в богомолья, в которых бывало и кощунство. В Александровской слободе Иваном Грозным было устроено что-то вроде монастыря, где его развратные опричники были «братиею» и носили черные рясы поверх цветного платья.



От смиренного богомолья братия переходила к вину и крови, глумясь над истинным благочестием. Московский митрополит Филипп (из рода бояр Колычевых) не смог смириться с распущенностью нового царского двора, обличал государя и опричников за что и был низложен Иваном с митрополии и сослан в Тверь (в Отрочь монастырь), где в 1570 году его задушил один из самых жестоких опричников — Малюта Скуратов. Царь не постеснялся расправиться и со своим двоюродным братом князем Владимиром Андреевичем, которого подозревал в умыслах против себя еще со своей болезни 1553 года. Князя Владимира Андреевича убили без суда, так же, как мать и жену его. Не умеряя своей жестокости, государь не ограничивал никаких своих вожделений. Он предавался всяческим излишествам и порокам.

Цель, которую поставил себе Иван IV, устраивая опричнину, была достигнута. Княжеская аристократия была разгромлена и унижена; старые удельные вотчины княжат перешли к царю и были обменены на другие земли. Опричнина, несомненно, повела к разорению державы, потому что разрушила хозяйственный порядок в центральных московских областях, где сосредоточены были княжата с их удельными вотчинами.

Когда Грозный выселял крупных вотчинников с их старых земель, оттуда уходили с ними их холопы, а потом начали уходить и крестьяне, которым невыгодно было оставаться за новыми владельцами, мелкими помещиками, не имевшими никаких земельных льгот. Народ охотно шел на окраины государства, где не было ужасов опричнины, отчего центральные области все пустели и пустели. К концу царствования Грозного они запустели до такой степени, что с них государь не получал уже ни ратных людей, ни податей. Таковы были в конце концов последствия опричнины.



Еще опричнина имела далеко идущие политические последствия. Она привела к ликвидации пережитков удельного времени и укреплению режима личной власти государя. Ее социально-экономические порядки оказались пагубными. Опричнина и затянувшаяся Ливонская война разорили государство. Глубокий экономический кризис, охвативший Россию в 1570–1580-е гг., современники называли «порухой». Одним из пагубных последствий внутренней политики царя Ивана стало закрепощение русского крестьянства. 1581 год — были установлены «Заповедные лета», впредь до отмены которых крестьянам было запрещено покидать своих владельцев. На деле это значило, что крестьян лишили древнего права перехода в Юрьев день к другому хозяину.

Совершенно очевидно только одно, что опричнина не была ступенью к прогрессивной форме правления и не способствовала развитию государства. Эта была кровавая разрушавшая его реформа, о чем могут свидетельствовать ее последствия, в том числе наступление «смутного времени» в начале XVII века. Мечты народа и прежде всего дворянства о сильном государе, «стоящем за великую правду» воплотились в разнузданный деспотизм.

При использовании любых материалов активная ссылка на сайт обязательна!

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Смерти нет, то, что кажется ею

Смерти нет, то, что кажется ею — лишь переход Подобно тому, как человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, так и дух бросает изношенные тела и ...

Смерти нет! Это только начало

Смерти нет! Это только начало. Смерти нет, это только переход в иной мир. В течении последних десятилетий наше понимание о смерти во многом претерпело изменение. ...

Смерти нет — теперь я не боюсь умирать

Смерти нет — теперь я не боюсь умирать, доказательства Интересно описал свои наблюдения о пребывании в Тонком Мире при «выходе» из физического тела Роберт Аллан ...

Что такое ответственность и как стать ответственным человеком

Что такое ответственность и как стать ответственным человеком Ответственность за себя и свою судьбу, и как стать ответственным человеком Ответственность за себя и свою судьбу ...

Смертельные встречи с НЛО

Смертельные встречи с НЛО За 1950-е годы потенциальная угроза, смутно видимая в неопознанных летающих объектах, понемногу начала обращаться в реальность. К 1953 году резко возросло ...

Смертельное проклятие фараонов

Смертельное проклятие фараонов настигло свои жертвы Найденная могила Тутанхамона, вне всякого сомнения является, археологической находкой века. В первый раз за всю историю люди увидели захоронение ...

Смертельное дыхание потустороннего мира

Смертельное дыхание потустороннего мира Зажженные свечи, гадание на суженого или судьбу, вызов духов давно умерших людей или кого-то из представителей нечистой силы, все это широко ...

Смена полюсов Земли

Смена полюсов Земли Исследователи обнаружили, что в магнитном поле нашей планеты образуются мощные прорехи, которые свидетельствуют о том, что магнитные полюса Земли в скором времени ...

Что такое Обсессия и каковы её причины

Что такое Обсессия и каковы её причины Читатель сайта «Сам себе Психолог» Виктор, спрашивает о причинах Обсессии и что с ней делать. Этот вопрос стоит ...

Случайность, злой умысел или мистическое стечение обстоятельств?

Случайность, злой умысел или мистическое стечение обстоятельств? Случайность, злой умысел или мистическое стечение обстоятельств ? Этот случай мне рассказал друг .Он произошел еще в советские ...

Случайность или закономерность

Что правит миром – случайность или закономерность? Что все таки правит миром – случайность или закономерность ? Одни утверждают , что в мире нет места ...

Что такое Нравственность и кто такой нравственный Человек

Что такое Нравственность и кто такой нравственный Человек Что такое Нравственность и кто такой нравственный Человек Нравственность и соответствующие нравственные нормы — это основа цивилизации ...

Случай, или неслучайность случайных процессов

Случай, или закономерность?… Наверное нельзя объяснить как случай или совпадение трагическую судьбу американских президентов, которые были избраны в год, который оканчивается нулем. Судьбу Линкольна (1860), ...

Случаи доказывающие жизнь после смерти есть или что такое смерть?

Случаи доказывающие жизнь после смерти есть или что такое смерть? Случаи доказывающие жизнь после смерти есть или что такое смерть? Рассказ Андрея Владимировича Гнездилова — ...

Сломанные кресты или вернуться из потустороннего мира

Сломанные кресты или вернуться из потустороннего мира Правильно говорят: свято место пусто не бывает. Однако частенько пустоту эту заполняют сущности потустороннего мира, враждебные человеку. И ...

Следы путешественников во времени или запрещенная археология

Следы путешественников во времени или запрещенная археология Создадут ли когда-нибудь люди машину времени, которая сможет переносить человека в любой период прошлого или будущего? Если да, ...

Следы пришельцев в древности

Следы пришельцев в древности В журнале «Техника — молодежи» за январь 1967 года вышла статья писателя-фантаста А.Казанцева «Визитные карточки с других планет?» Четыре страницы журнала, ...

Следы космических пришельцев или инопланетяне на Земле

Следы космических пришельцев или инопланетяне на Земле Пришельцы из космоса, посещали нашу планету? Задача проще простого — всего два ответа: «Были» и «Не были». В ...

След оборотня или код зверя (видео)

След оборотня или код зверя 1977 год — новостные телеканалы Америки показали в эфире видеоматериал, который привел в шок всю страну. Любительской камерой запечатлели странного ...

Скрытые возможности человека

Скрытые возможности человека Организм человека имеет большой запас возможностей. Установлено, человеческий позвоночник в экстремальных условиях способен выдерживать нагрузку в десять тонн! Запасом прочности, которым человека ...

Что такое Нимб над головой и у кого он появляется?

Что такое Нимб вокруг головы и у кого он появляется? Что такое Нимб вокруг головы и у кого он появляется? Доброго времени суток дорогие друзья! ...

Скопин-Шуйский, Михаил Васильевич

Скопин-Шуйский, Михаил Васильевич Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (рожд. 8 (18) ноября 1586 г. — смерть 23 апреля (3 мая) 1610 г.) Князь-воевода, государственный и военный деятель ...

Что такое Негативное Мышление и как оно работает

Что такое Негативное Мышление и как оно работает. Духовная суть Что такое Негативное Мышление и как оно работает. Духовная суть Здравствуйте, Друзья! Наконец-то мы подошли ...

Склеп или потусторонние аномалии

Склеп или потусторонние аномалии Сведения о самом первом феномене самоперемещающихся в склепе гробов был напечатан в одном из лондонских журналов в 1760 году. Как говорилось ...