Главная 24 Тайная власть 24 Опричнина Ивана Грозного

Опричнина Ивана Грозного

Опричнина Ивана Грозного. Причины. Введение. Последствия

Опричнина Ивана Грозного

Что такое Опричнина

Опричниной (от слова «опричь» – кроме) начали называть специально выделенный государю земельный удел, и штат царских приближенных, и особое войско. В опричные владения входили ряд городов и уездов в центре страны (Суздаль, Можайск, Вязьму), богатые земли русского Севера, некоторые уезды на южных рубежах державы. Остальная ее территория была названа «земщина».

Весь государственный аппарат делился на две части – опричный и земский. Вошедшие в опричнину феодалы (вначале их было 1000, а к 1572 г. – 6000) ходили в специальной униформе: в черном кафтане и черной же островерхой шапке. Преданность своему царю, готовность «вымести и выгрызть» изменников символизировали привязанные к шеям коней и колчанам для стрел метлы и собачьи головы.

Само слово «опричь» («опричнина») начало употребляться задолго до правления Ивана Грозного. Уже в XIV столетии опричниной называли часть наследства, которая достается вдове князя после его смерти. У нее было право получать доходы с определенной части земельных угодий, но после ее смерти все это возвращалось к старшему сыну. Вот что такое опричнина — специально выделенный в пожизненное владение удел.

У слова «опричнина» со временем появился синоним, восходящий к корню «опричь», что значит «кроме». Отсюда «опричнина» — «тьма кромешная», как ее еще временами называли, «опричник» — «кромешник». Но этот синоним употреблялся только с XVI столетия.



В общем, все разногласия историков по поводу причин возникновения опричнины, можно свести к двум взаимоисключающим утверждениям:

• Опричнина была обусловлена личными качествами Ивана Грозного и у нее не было никакого политического смысла (В.Ключевский, С.Веселовский, И.Фроянов);

• Она была хорошо взвешенным политическим шагом Ивана IV и направлялась против социальных сил, противостоящих его «самовластию». Такое утверждение, в свою очередь, также «раздваивается». Одни исследователи считают, что целью опричнины было сокрушить боярско-княжеское экономическое и политическое могущество (С.Соловьев, С.Платонов, Р.Скрынников). Другие (А.Зимин и В.Кобрин) полагают, что опричнина «направлялась» в остатки удельно-княжеской старины (Старицкий князь Владимир), и еще была направлена против сепаратистских устремлений Новгорода и сопротивления церкви как мощной, противостоящей державе организации. И любое из этих положений не бесспорно, потому спор об опричнине продолжается.

1560 год — им была упразднена Избранная рада, хотя именно она смогла создать ту базу, на которой впоследствии и расцвело пышным цветом государево величие.

1558 год — началась Ливонская война. Многие представители боярской знати были против нее. Они в открытую высказывали свое недовольство. Все это способствовало накалу страстей в высших эшелонах власти. Государь усиливал давление на бояр, но те не желали покорно склонять головы перед царской волей. Некоторые князья начали уезжать за границу. К примеру, предательство в 1563 году военачальника князя Андрея Курбского, входившего в состав Избранной рады и бежавшего в враждебную Литву (после чего и без того мнительный государь стал везде видеть заговор, убедился в неверности ему бояр).



Опричнина Ивана Грозного

Картина Н. В. Неврева. Изображено убийство боярина И. Федорова (1568), которого Грозный, обвинив в желании захватить власть, заставил надеть царские одежды и сесть на трон, после чего зарезал.

Действия свои против бояр-княжат государь открыл невиданным поступком. В самом конце 1564 года он уехал из Москвы, не сказав куда, и остановился за Троице-Сергиевым монастырем в Александровской слободе (сейчас город Александров). Оттуда в январе 1565 года он прислал в Москву грамоту, в которой говорилось, что он оставляет свое царство из-за боярской измены. Москвичи, отправив к государю посольство с духовенством во главе, уговаривали его не покидать царства. Иван Грозный согласился остаться на царстве, только с условием, что ему не станут мешать «класть свою опалу» на изменников, а иных и казнить, а ему самому учинить себе «опричнину»: «двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной». Так была введена знаменитая опричнина.

Когда опричнина устроилась, она стала действовать. Цель опричнины заключалась в том, чтобы забрать всякую силу и значение у той княжеской аристократии, которая образовалась в столице из потомства удельных князей и считала себя как бы соправительницей царя. Испытав на себе властолюбие своих бояр, Иван IV счел их «изменниками» и, не удовлетворившись опалами на отдельных лиц, надумал обезвредить все боярство.

В своем новом «дворе», куда он не пускал «изменников-бояр», он получил силы и средства для действий против них. Он брал к себе в опричнину один за другим те города и уезды, в которых имелись старые удельные вотчины бояр-княжат, и применял к ним тот порядок, какой применялся Москвой в захваченных областях (Новгороде, Пскове, Рязани). Именно из взятых в опричнину уездов выводились вон все опасные и подозрительные для царя Ивана люди, как правило потомки удельных князей. Их переселяли на окраину государства, на новые земли, где не было никаких удельных воспоминаний и где эти люди не представляли из себя опасность.



Старые же их земли отбирали «на государя» и они шли «в раздачу». Вместо удаленной знати государь селил в их старых вотчинах мелких помещиков-опричников, преданных ему и которые зависели только от него. Совершая это дело разорения и изгнания старой знати, государь, по его выражению, «перебирал людишек». Он делал это до конца своей жизни, на протяжении почти 20 лет, и постепенно забрал в опричнину половину всего государства. Оставшаяся половина находилась в старом положении, управлялась боярской думой и называлась «земщиною», или «земскими» (людьми). 1575 год — над земщиною Иван Грозный поставил было особого «великого князя» в лице подчиненного ему крещеного татарского (Касимовского) царя Симеона Бекбулатовича, но вскоре свел его в Тверь.

Опричнина Ивана Грозного

Опричнина была жестокой мерой, разорившей не только княжат, но и множество других людей, — всех тех, кого насильственно переселяли с места на место, у кого забирали вотчины и хозяйство. Сама по себе опричнина должна была возбудить ненависть гонимых. Однако действия опричнины сопровождались еще жуткими зверствами. Иван Грозный не только изгонял знать из ее вотчин: он мучил и казнил неприятных ему людей. По приказу царя рубили головы «изменникам» не только десятками, но целыми сотнями. 1570 год — государь разорил целый город, именно Великий Новгород.

Заподозрив новгородцев в какой-то измене, он пошел на них войной как на настоящих врагов и губил их без всякого суда на протяжении нескольких недель.



Иван собрал всех опричников, которые были способны носить оружие, вперед были отправлены разъезды, которые заняли все почтовые станции и городки по дороге, под предлогом борьбы с чумой въезд и выезд из Новгорода запретили – чтобы никто не мог предупредить северян о движении опричного войска.

Грабежи и убийства начались еще по дороге – в Твери и Торжке, а 2 января 1570 года передовые отряды опричников подошли к Новгороду и сразу окружили его, «дабы ни един человек из града не убежал». В Новгороде опричниками был устроена кровавая резня: «Царь и великий князь сед на судище и повеле приводити из Великаго Новагорода владычних бояр, и служилых детей боярских, и гостей, и всяких городцких и приказных людей, и жены, и дети, и повеле перед собою люте мучити».

Опричнина Ивана Грозного

Московский застенок времен опричнины. А. Васнецов

Несчастных жгли огнем, после привязывали к саням длинной веревкой и тащили две версты до Новгорода, где связывали (детей привязывали к матерям) и бросали с моста в реку, где другие «каты» заталкивали их под лед огромной полыньи палками. «Главу заговора», новгородского архиепископа Пимена, отправили в Москву – старика, больше 30-ти лет окормлявшего Новгород, посадили на кобылу задом наперед и приказали всю дорогу дуть в волынку – атрибут скоморохов. В столице церковный суд лишил Пимена сана, его заточили в Никольском монастыре в Веневе, где через год тот скончался.



Город полностью разграбили, на оставшихся в живых новгородцев наложили огромные штрафы, которые выбивались – в прямом смысле – кнутом на «правеже» еще много месяцев. Годы спустя царь впишет в составленный им «Синодик опальных», список убитых его волею людей, страшную в своей лаконичности фразу: «По Малютине скаске новгородцев отделал тысящу четыреста девяносто человек». И историки по сей день спорят, является ли эта цифра общим количеством погубленных в Новгороде людей или это «достижение» только отряда под началом Малюты Скуратова.

Из Новгорода опричное войско двинулось в Псков, который ожидала та же участь. Однако «пскопских» спас местный юродивый Никола, который протянул государю кусок мяса. На недоумение царя – зачем ему мясо в пост, юродивый, согласно легенде, отвечал: «Да разве Ивашка думает, что съесть постом кусок мяса какого-нибудь животного грешно, а нет греха есть столько людского мяса, сколько он уже съел?». По другой версии, юродивый потребовал: «Хватит мучить людей, уезжай в Москву, иначе лошадь, на которой ты приехал, не повезет тебя обратно». На другой же день лучший государев конь пал, и испуганный царь приказал возвращаться в столицу. Как бы там ни было, но Псков смог отделаться малой кровью – царь поверил знамению и покорился, как он считал, Божьей воле.

Опричнина Ивана Грозного

По всему государству, много лет кряду, вламываясь в частные дома, опричники проливали кровь, насильничали, грабили и оставались безнаказанными, так как считалось, что они «выводили измену» из царства. Царь Иван, получивший имя «Грозного» за свои казни и зверства, сам доходил до неистовства и необыкновенной распущенности. Кровавые казни сменялись у него пирами, на которых тоже лилась кровь; пиры переходили в богомолья, в которых бывало и кощунство. В Александровской слободе Иваном Грозным было устроено что-то вроде монастыря, где его развратные опричники были «братиею» и носили черные рясы поверх цветного платья.



От смиренного богомолья братия переходила к вину и крови, глумясь над истинным благочестием. Московский митрополит Филипп (из рода бояр Колычевых) не смог смириться с распущенностью нового царского двора, обличал государя и опричников за что и был низложен Иваном с митрополии и сослан в Тверь (в Отрочь монастырь), где в 1570 году его задушил один из самых жестоких опричников — Малюта Скуратов. Царь не постеснялся расправиться и со своим двоюродным братом князем Владимиром Андреевичем, которого подозревал в умыслах против себя еще со своей болезни 1553 года. Князя Владимира Андреевича убили без суда, так же, как мать и жену его. Не умеряя своей жестокости, государь не ограничивал никаких своих вожделений. Он предавался всяческим излишествам и порокам.

Цель, которую поставил себе Иван IV, устраивая опричнину, была достигнута. Княжеская аристократия была разгромлена и унижена; старые удельные вотчины княжат перешли к царю и были обменены на другие земли. Опричнина, несомненно, повела к разорению державы, потому что разрушила хозяйственный порядок в центральных московских областях, где сосредоточены были княжата с их удельными вотчинами.

Когда Грозный выселял крупных вотчинников с их старых земель, оттуда уходили с ними их холопы, а потом начали уходить и крестьяне, которым невыгодно было оставаться за новыми владельцами, мелкими помещиками, не имевшими никаких земельных льгот. Народ охотно шел на окраины государства, где не было ужасов опричнины, отчего центральные области все пустели и пустели. К концу царствования Грозного они запустели до такой степени, что с них государь не получал уже ни ратных людей, ни податей. Таковы были в конце концов последствия опричнины.



Еще опричнина имела далеко идущие политические последствия. Она привела к ликвидации пережитков удельного времени и укреплению режима личной власти государя. Ее социально-экономические порядки оказались пагубными. Опричнина и затянувшаяся Ливонская война разорили государство. Глубокий экономический кризис, охвативший Россию в 1570–1580-е гг., современники называли «порухой». Одним из пагубных последствий внутренней политики царя Ивана стало закрепощение русского крестьянства. 1581 год — были установлены «Заповедные лета», впредь до отмены которых крестьянам было запрещено покидать своих владельцев. На деле это значило, что крестьян лишили древнего права перехода в Юрьев день к другому хозяину.

Совершенно очевидно только одно, что опричнина не была ступенью к прогрессивной форме правления и не способствовала развитию государства. Эта была кровавая разрушавшая его реформа, о чем могут свидетельствовать ее последствия, в том числе наступление «смутного времени» в начале XVII века. Мечты народа и прежде всего дворянства о сильном государе, «стоящем за великую правду» воплотились в разнузданный деспотизм.

При использовании любых материалов активная ссылка на сайт обязательна!

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Прошлое и будущее во времени существуют одновременно?

Прошлое и будущее во времени существуют одновременно? Ушедшие безвозвратно Загадочные истории людей, которые оказывались в ловушке времени, кажется, подтверждают гипотезу современных исследователей, полагающих, что человек ...

Прошлая жизнь

Прошлая жизнь или перевоплощение Исследования феномена реинкарнации начали развиваться в интересном направлении. Появились теории, объясняющие память о прошлых жизнях не настоящими перевоплощениями, а какими-то другими ...

Фильмы, которые помогают победить Страх

Фильмы, которые помогают победить Страх Как победить свой страх? — Вопрос актуальный для каждого человека. Действительно, просмотр хорошего фильма реально помогает справиться со страхами. Например, ...

Прошлая жизнь

Прошлая жизнь Никто не отрицает, что гипноз – полезное терапевтическое средство, но могут ли соответствовать сделанные под гипнозом заявления о прошлых жизнях объективной действительностью? Некоторым ...

Протопоп Аввакум

Протопоп Аввакум. Биография. История жизни и смерти Аввакум Петров или Аввакум Петрович (рожд. 25 ноября (5 декабря) 1620 г., — смерть 14 (24) апреля 1682 ...

Пространство и время или перемещение без границ

Пространство и время или перемещение без границ Чудо материализации Существует феномен, который как нельзя более ярко демонстрирует истинные возможности многомерной психоэнергетической природы человека. Это давно ...

Пространственно-временные перемещения

Пространственно-временные перемещения За свою историю человечества накоплено немало фактов, которые свидетельствуют о существовании такого необъяснимого явления, как перемещение во времени. Появление загадочных людей, машин и ...

Проснуться в ином мире

Проснуться в ином мире Родилась я и живу в г.Калининграде на небольшой улице Солдатской. Существовала улица еще при немцах и названа была в честь их ...

Пророчество ведьмы, сбывающееся на 100%

Пророчество «йоркширской ведьмы», сбывающееся на 100% По деревне Кнэйрсборо что в Йоркшире, осенью и зимой ходили слухи: ночами к вдове Агате Саутел захаживает «некто» — ...

Пророчества старцев

Пророчества старцев Пророчества Паисия Афонского К сожалению, сегодня в богословие проталкиваются люди, не имеющие отношения к Церкви и с совершенно мирским мудрованием, которые говорят разные ...

Пророчества о России

Пророчества о России Много пророков и ясновидцев, разных стран и эпох, говорили в своих пророчествах, предсказаниях о будущем России. Предвидя будущее, ясновидцы в своих пророчествах ...

Пророчества о будущем — Раньо Неро — Оракул (Видео)

Пророчества о будущем — Раньо Неро — Оракул В прошлом веке, в начале 1970-х годов в СМИ появилась сенсационное сообщение о ценнейшей находке: в библиотеке ...

Пророчества и предсказания о будущем Земли

Пророчества и предсказания — будущее Земли В настоящее время существует множество предсказаний о будущем всего человечества. Удивительно, но почти все провидцы пророчат одни и те ...

Пророчества Ванги

Пророчества Ванги, перед смертью… Болгарская прорицательница Ванга ( Вангелия Пандева Гуштерова ) — Дата рождения 31 января 1911. Дата смерти 11 августа 1996 (85 лет). ...

Пророчества в заброшенном замке

Пророчества в забытом замке Пророчества в заброшенном замке Михайловский замок который был построен императором Павлом I , после его смерти оказался предан забвению. Более здесь ...

Пророческое слово — приговор «Черная вдова&raquo

Пророческое слово или приговор «Черная вдова» Жительнице Абакана Клавдии Ивановне Сухоруковой всегда нравились представители сильного пола . И те в свою очередь ей отвечали не ...

Пророческое видение короля

Пророческое видение короля Достоверность события, о котором здесь говорится, подтверждено официальным протоколом за подписью четырех заслуживающих доверия свидетелей. Карл XI, отец знаменитого Карла XII, был ...

Пророки – зловещие пророчества о конце света

Пророки – зловещие пророчества о конце света Что интересно, почти все провидцы дают предсказания одних и те же катаклизмов: разрушительное землетрясение, появление звездообразного объекта рядом ...

Пророк это… или восприятие времени, пространства

Пророк это… или восприятие времени и пространства В отличие от обывателя, занятого проблемами физического и только физического мира, пророки способны воспринимать время гораздо более полно, ...

Пропавшие самолеты

Пропавшие самолеты Авиакатастрофы, оставляющие после себя много вопросов «Летайте самолетами Аэрофлота», — пелось в когда-то популярной песне, в те времена авиаперелеты только начинали завоевывать популярность ...

Проклятье Тамерлана или нельзя тревожить мертвых

Проклятье Тамерлана или нельзя тревожить покойников Облик Тамерлана, восстановленный М. М. Герасимовым. Тамерлан (Тимур 1336–1405г.г.) — полководец, эмир. Основатель государства Тимуридов со столицей в Самарканде. ...

Проклятье Ведьминой горы

Проклятье Ведьминой горы Красноярский край — в семидесяти километрах северней поселка Кежма, располагается высокий, поросший редколесьем каменистый холм, который местные жители называют Ведьминой горой. Согласно ...

Проклятье в подарок или вещи меняющие жизнь

Проклятье в подарок или вещи меняющие жизнь человека Вещи с «внедренной» энергетикой Поговорим о вещах, у которых есть не только собственная энергетика, но и энергетика ...

Проклятый фильм и роли, несущие смерть

Проклятый фильм и роли, несущие смерть В мировой истории кинематографа существуют, так называемые проклятые фильмы, которые сопровождает череда смертей, тяжелые болезни и другие напасти, касающиеся ...