Главная 24 Тайная власть 24 Перед смертью

Перед смертью

Перед смертью. Как близкая смерть меняет человека

Перед смертью

Почему мы не думаем о смерти?

Смерть физического тела знаменует собой переход души из первой части ее жизни во вторую.

Когда мы думаем о смерти, мы часто думаем не о смерти тела, а о смерти вообще, о чем-то страшном и непонятном. Это – ошибочное мышление, и это пугает. Появляется желание спрятаться: «Лучше об этом совсем не думать». Как результат мы знаем о смерти очень мало, в то время как самое страшное в ней как раз неизвестность – «а что будет после смерти?»

Отказываясь задумываться и узнавать, мы делаем неизвестность еще более темной и пугающей. Потому для множества людей самым трудным периодом в жизни является ожидание перед смертью – последняя болезнь, время от момента, когда человек узнает, что он болен неизлечимой смертельной болезнью, и до того, когда он уже совсем близко подошел к последней черте.

Но боятся не все. Люди по-разному встречают смерть. В «Раковом корпусе» Солженицына есть любопытное описание того, как умирал Ефрем Поддуев, у которого был неизлечимый рак.

«Ему была сделана третья операция, больней и глубже… Итак, что ж было прикидываться? За раком надо было принять и дальше – то, на что он старался не обращать внимания два года: что пора Ефрему подыхать… Однако это возможно только выговорить, а ни умом понять, ни сердцем представить: как же так может с ним, с Ефремом? Как же это будет? И что надо делать перед смертью? /…/



И ничего он не мог услыхать в помощь от соседей, ни в палатах, ни в коридорах, ни на нижнем этаже. Все было переговорено, а все не то».

Ефрем был не один такой. Он видел, что и другие беспомощны и не могут найти ответа, а «по их желанию врать себе до последнего, что у них не рак, выходило, что все они слабаки и что-то в жизни упустили. Но что же?». Солженицын продолжает: «…Но вот сейчас, ходя по палате, он (Ефрем) вспоминал, как умирали те старые в их местности на Каме – хоть русские, хоть татары, хоть вотяки.

Не пыжились они, не отбивались, не хвастали, что не умрут, – все они принимали смерть спокойно. Не только не оттягивали прихода смерти, а готовились потихоньку и загодя, перед смертью назначали, кому – кобылку, кому жеребенка, кому зипун, кому сапоги. И отходили облегченно, словно просто перебирались в другую избу. И никого из них нельзя было бы испугать раком. Да и рака-то ни у кого не было. А тут, в больнице, уж кислородную подушку сосет, уж глазами еле ворочает, а языком все доказывает: не умру! у меня не рак».

Ефрему было трудно, ему хотелось понять, откуда бралось такое спокойствие у стариков крестьян, как отыскать путь к нему, что было такого в его жизни, что он пропустил. Он думал, общался с людьми, начал много читать. Читал он разное, и хорошее и плохое – искал. И в конце концов он принял неизбежное, нашел какой-то ответ и к концу жизни, больной неизлечимым раком, стал спокойней ждать смерть.

Наверно, Ефрему помогли и хорошие книги, но главное было не в этом. Ефрем перестал обманывать самого себя – у меня не рак, я не умру. Он принял правду, принял, что ему скоро умирать, и с этого момента его мысли приняли другое направление. Вместо того чтобы скрывать от себя правду, он стал осваивать ее. Он начал смотреть в глубь самого себя, стал думать о главном: моя жизнь близится к концу, и что я сделал? И что теперь или потом со мною будет? И что еще нужно сделать? И Ефрему стало легче. А ведь Ефрему перед смертью было трудней, чем будет нам, когда придет и наше время. Он не знал, что душа человека бессмертна, или, по крайней мере, мог сомневаться в этом.



В приведенном отрывке, описываются два отношения к смерти. И Ефрем и те, что «уже кислородную подушку сосут», воспринимают смерть как врага, который хочет лишить их жизни. Бороться с ним они не могут и стараются не видеть, закрыть глаза, спрятаться. А старику крестьянину ясно, что смерть – явление такое же естественное, как и жизнь, и так он ее и принимает – спокойно. Конечно, даже поняв это, бояться смерти мы не перестанем. Но все же если почувствовать и умом и сердцем, что смерть не враг наш, а часть жизненного процесса, то искать ответ станет проще.

Полностью избавиться от страха смерти человек никогда не сможет, потому как этот страх необходим. Жизнь дается человеку потому, что ему надо что-то сделать, выполнить в земной жизни, и страх смерти заставляет его беречь свою жизнь. Люди, прожившие свой срок в трудах и с пользой для других, часто чувствовали, что они свое дело на земле уже выполнили, и, когда наставало их время, страха смерти у них не было.

Жизнь – драгоценный дар, и чтобы его сохранить, человеку вместе с жизнью дан и страх смерти. Это естественно. Но плохо, когда этот страх больше и сильней, чем он того заслуживает.

Большинство наших современников – до того времени, пока они здоровы и благополучны, о смерти не думают. Нет желания думать и нет времени, все мысли заняты повседневными заботами.

Кроме этого, вся наша общественная жизнь строится так, чтобы смерти не видеть. Тяжело заболел кто-то из близких. Раньше лечили дома. Приходил доктор, ухаживали мать, жена или муж. Теперь чуть что посерьезней – в больницу. Когда он или она умирает, при нем как правило, да и то не всегда, медсестра или санитарка, редко врач, но не муж, жена, дети, которые смерти не знают и боятся. Когда умер, тело умершего в доме не лежит, родные его не видят, с ним не остаются и не прощаются.



Потом – короткая церковная служба, а зачастую и вовсе без нее, несколько хвалебных слов, если необходим особый почет – траурный марш и быстрые похороны или кремация. И на кладбище потом ходят все реже, да и кладбища делаются все больше неуютными и голыми.

Наша современная цивилизация направлена на отрицание смерти. Для многих людей смысл жизни в погоне за наслаждениями – в той или иной форме получить удовольствие или хотя бы развлечение. А это со смертью вовсе не вяжется. В результате мы не видим смерти и привыкаем не думать о ней, и не только о своей смерти но и о смерти вообще не думаем.

Хорошо это или плохо, не будем сейчас решать. Не задумываясь, жить, конечно, легче. Однако перед смертью, когда она вдруг оказывается близкой и неизбежной — заболел человек неизлечимым раком, – то встречать ее в особенности трудно. К симптомам болезни – болям и другим – прибавляется очень тяжелое психическое состояние – страх смерти, страх неизвестности. Угроза оказалась неожиданной. Человек не подготовлен, он ничего не знает, и начинается самый трудный период человеческой жизни.

Что же делать? Можно ли хоть чем-то помочь? Как облегчить эту предсмертную тягость, глубокую тоску безнадежно больного человека?

Есть, конечно, различные успокоительные лекарства, но их действие временно, они ничего не изменят, а дадут лишь забвение, после которого на душе еще тяжелей. Порой необходимы и лекарства, но нельзя ли просто по-человечески?

В XX веке нашлись врачи, которые в серьез занялись этим вопросом. Одним из пионеров была доктор Е. Кюблер-Росс. У нее много последователей и сотрудников. Она создала свою школу в той области науки, которая изучает смерть.



Прежде всего надо было узнать и изучить, что, собственно, так сильно тревожит больного, чего он боится, чего ему не хватает, чего он хотел бы, ведь у каждого человека свои заботы. Узнать это возможно только из разговоров с безнадежно больными. Но как к этому подойти? Захотят ли они вообще об этом говорить? Если попросту присесть рядом и начать расспрашивать, то больной, скорей всего, повернется лицом к стене или скажет несколько не очень приветливых слов…

Д-р Кюблер-Росс нашла очень простой и честный метод. Она говорила больному, что проводится научная работа на тему о смерти, чтобы помочь тяжелобольным, и что без помощи самих больных не обойтись, нужно, чтобы они рассказали о том, что они чувствуют, думают, чего хотели бы. Она просит помочь в этой работе. Конечно, выбирали больных, которые уже знали о характере своей болезни.

Почти всегда, поняв, что тут не праздное любопытство, а что-то серьезное, больные начинали разговаривать… Они были рады, что в своем плачевном состоянии они все-же могут быть полезными для других. И оказывалось, что у больных всегда было много на душе такого, о чем хотелось говорить, рассказывать, спросить.

До этого приходившие родные и знакомые не могли помочь им. Они боялись говорить о смерти, говорили о чем угодно, боясь навести мысли больного на то, что, по их мнению, он пытается позабыть. Они сами не знали смерти, прятались от нее и замалчивали, считая, что так лучше и им и самому больному. А больному хотелось говорить о главном, спросить, и он также не мог и облегчения не получал. Выразить искреннюю симпатию, горе, даже поплакать родные не могли, боясь обеспокоить больного. И у близких людей горе не получало выхода, и больному легче не становилось.



Вот и начало понимания – ответ на первый вопрос. Умирающий находится в состоянии эмоционального одиночества, и ему трудно. Он покинут. Вокруг него создался заговор молчания. Даже самые близкие люди говорят с ним о всякой ерунде, а не о том, что его тревожит. Больному нужны откровенные прямые разговоры и ему очень необходимо искреннее сочувствие. Не шаблонные слова вроде «ничего, обойдется» или «не унывай», а настоящее.

С таким больным нужно не прятаться, а, если есть искреннее сочувствие и любовь, можно и нужно говорить о главном не боясь. Разумеется, и подбодрить и укрепить надежду, а не хоронить раньше времени. Все это не легко, но возможно. Ну а если не приходят слова, то лучше всего молча посидеть рядом. Хорошее молчание также рождает сочувствие и близость, а в скором времени придут и нужные слова.

Д-р Кюблер-Росс пишет, что психическое состояние человека, заболевшего смертельной болезнью, не остается постоянным, а проходит спустя несколько стадий. Многим больным, большинству, в конечном счете удается прийти к более или менее спокойному принятию неизбежного. Верующему христианину это, конечно, легче, но и многие из тех, кто не верил в Бога и бессмертие души, смогли прийти примиренными к концу своей земной жизни.

Об этих стадиях, или этапах, через которые проходит умирающий, надо поговорить немного подробней. Д-р Кюблер-Росс и ее сотрудники различают 5 стадий. (Они пишут в основном о современном неверующем человеке.)

• Первая стадия – отрицание, неприятие трудного факта. «Нет, не я». «Это не рак». Эта стадия необходима, она смягчает шок. Без нее страх и горе были бы слишком большими. На больного неожиданно навалилось нечто угрожающее и страшное. Поймите это и вы, и разделите это с ним. Дайте надежду.



• Когда утихает первый шок, возникает гнев, возмущение. «Почему я?» «Почему другие и, может быть, люди старше меня будут жить, а я умру?» Это вторая стадия – протест. Негодование больного может быть направлено против Бога – Бог несправедлив. Такое отношение к Богу может вас возмутить и оттолкнуть от больного. Это было бы неправильно. Часто это -неизбежная стадия; она трудна, но она проходит.

• В скором времени вспышка протеста стихает и приходит третья стадия – просьба об отсрочке. Он уже понял, но – «не сейчас, еще немного». Он уже просит Бога, говорит с Ним, хотя, возможно, никогда раньше к Богу не обращался. Он обещает стать лучше, жить лучше, если ему будет дано некоторое время. Приходят зачатки веры, ему хочется верить, и теперь любящий близкий человек, в особенности верующий, сможет хорошо помочь.

• Четвертая стадия – депрессия. Больной начинает слабеть и видит это. «Да, это я умираю». Протеста больше нет, а присутствуют жалость и горе. Ему жаль оставлять близких и все, что он любил при жизни. Он сожалеет и о своих плохих поступках, об огорчениях, причиненных другим; он пытается исправить причиненное им зло. Но он уже готовится принять смерть. Он стал спокоен. Он хочет иногда остаться один, не любит посетителей с пустыми разговорами. Он не хочет отвлекаться ни на что постороннее, он кончил с земными заботами и ушел в себя.

• Последняя стадия – принятие. «Теперь уже скоро и пусть будет». Это — спокойствие, принятие. Это не состояние счастья, но несчастья здесь также нет. По сути, это его победа.



В этих последних стадиях в особенности необходима помощь близких. Он может быть и один, но ему легче, когда близкий человек с ним, рядом. Пусть и без слов. Даже когда спит, он чувствует, что кто-то рядом. А иногда хочет остаться один, подумать, приблизиться к Богу, помолиться.

Конечно, описанные стадии – это лишь схема. Далеко не всегда они идут по порядку, одна за другой. Порой их совсем нет, как, к примеру, при смерти в автомобильной катастрофе.

Люди глубоко верующие как правило не нуждаются в эти предварительных стадиях. Они знают, что после смерти тела они будут жить дальше и, вероятно, лучше, и самого начала болезни не боятся смерти; они встречают ее мирно, а порой и с радостным ожиданием.

Люди, которые побывали «на той стороне», но возвращенные к жизни на земле и, значит, испытавшие на собственном опыте умирание и смерть, больше не боятся смерти. Один из них сказал: «Если это была смерть, то это не плохо».

Однако самое важное, вероятно, не в описанных стадиях, а в том, как эта смертельная болезнь меняет характер человека, понявшего, что его время подходит к концу. А изменяется характер сильно и почти всегда в одном и том же направлении. Люди становятся добрей, отзывчивей, лучше. Они жалеют об упущенных возможностях сделать хорошее, о зле, причиненном другим людям. Красота природы воспринимается острей, чувства чище, любовь сильней. У неверующих часто начинает просыпаться вера в Бога.

В книгах и статьях о смерти приводится много примеров. Е. Кюблер-Росс издала сборник статей своих сотрудников под общим названием «Смерть — последняя стадия роста». В статье, написанной Мусалиму Имара, описывается старая женщина, больная неизлечимым раком. Богатая, сухая, требовательная, всем недовольная, она довела больничный персонал до полного изнеможения. Ее не любили, побаивались и избегали. Но по мере развития болезни она становилась мягче, приветливей и добрей.



Даже ее голос из визгливого превратился в глубокий и мягкий. Она перестала враждовать, и у нее начали появляться друзья. Незадолго до смерти она сказала, что за последние три месяца она жила больше и лучше, чем за всю свою жизнь; она жалела, что только сейчас, а не 40 лет назад она узнала, как надо жить. Другие авторы пишут о том же и отмечают как иронию тот факт, что жизнь к самому ее концу становится богаче и ярче.

Такое изменение характера у тяжелобольных абсолютно понятно. Пока мы живы и здоровы, мы заняты повседневным. Тяжелая болезнь заставляет пересмотреть свое отношение к близким людям, к планам на будущее, ко всему, что до сих пор заполняло жизнь. Мысли обращаются внутрь, на себя. Приходит желание осознать смысл жизни и смерти. Приходят мысли о Боге и о душе. Человек становится глубже, добрей, лучше; приближаясь к смерти, многие люди растут.

Врачей, занимавшихся тяжелобольными, этот рост незадолго до смерти вначале удивлял, но он был настолько очевиден, что, к примеру, д-р Кюблер-Росс посвятила этому свой вышеупомянутый сборник. Название может показаться противоречивым – умирание, смерть как стадия роста. Речь идет, конечно, не о физическом росте, а о росте духовном и интеллектуальном.

Это также выглядит странным, однако Кюблер-Росс в этой статье о духовном росте пишет, что приближение смерти освобождает наше истинное «Я» от условностей, когда мы живем чужими мыслями и приказами. Рост в том, что мы перестаем отражать чье-то, а делаемся больше сами собой, что мы отбрасываем цепи принуждения, надетые на нас обществом, и, глубже понимая себя, живем свободней. Однако понять это необходимо раньше, чем к концу жизни, чтобы начать расти раньше.



Это очень верно. Смысл жизни в росте, в развитии, и не только здесь, в земной жизни. Душа человека, перейдя после смерти тела в загробный мир, получает возможность дальнейшего развития и там. А пытаясь отрицать это до конца, мы делаем последнюю часть нашей жизни и бессмысленной и очень трудной.

При использовании любых материалов активная ссылка на сайт обязательна!

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Помощники из потустороннего мира

Помощники из потустороннего мира «Нечистая сила» считается порождением зла, но бываю случаи когда это не совсем справедливо. Ведьма не всегда наводит порчу, а может сварить ...

Полтергейст, призраки или нечисть в доме

Полтергейст, призраки или нечисть в доме Смерть из стенного шкафа …Неприятности у семьи О’Нилов начались, когда они переехали в новый дом. Тогда старшему сыну Рая ...

Полтергейст или нападения нечистой силы

Полтергейст наносит физический вред или нападения нечистой силы… До недавнего времени считали, что такое явление как полтергейст только пугает человека и наносит ему материальный ущерб, ...

Сайт обо всем

Сахарный диабет у детей

Сахарный диабет у детей. Основные причины. Что делать родителям? Сахарный диабет у детей. Основные причины. Что делать родителям? Здравствуйте уважаемые родители! Эта статья для вас. ...

Полтергейст или жуткое соседство

Полтергейст или жуткое соседство. Ужасные случаи Полтергейст — нечто такое, что незримо может присутствовать в жизни совершенно любого человека. Но в отличие от призраков людей, ...

Полтергейст — случаи и причины феномена

Полтергейст — случаи и причины такого феномена (Видео) Человеку, рядом с которым сама по себе летает посуда, переворачивается мебель, трескаются стекла в окнах и зеркала, ...

Полицейские на вызовах, связанных с паранормальными явлениями

Полицейские на вызовах,связанных с паранормальными явлениями Доводилось ли полицейским приезжать на вызовы,связанные с паранормальными явлениями? Не так давно , кто то задал вопрос в популярной ...

Полет на Луну

Полет на Луну Существует мнение, что полеты на Луну прекратились из за инопланетян. И такое мнение разделяют не так уж мало людей. Стало даже известным, ...

Полая земля

Полая земля. Разумная жизнь внутри земли? Мы собрали множество сообщений, свидетельств, легенд, поверий, в которых сказано, будто наша Земля полая и внутри ее существует «живой ...

Покушение на Гитлера или фюрера охраняло провидение?

Покушение на Гитлера или фюрера хранило Провидение? Если доверять данным находящимся в архивах нацистских спецслужб, на Гитлера покушались от 17 до 20 раз. Хотя, писатель ...

Покрывало черной вдовы

Покрывало черной вдовы Здравствуйте, уважаемая редакция. На протяжении многих лет с интересом читаю «Ступени», а сейчас вот решилась написать вам сама. Если моя история поможет ...

Поиск Святого Грааля — форма поиска Бога и нет ему конца

Поиск Святого Грааля — форма поиска Бога и нет ему конца Легенды о Святом Граале не перестают волновать воображение уже много поколений любителей тайн. Неясная, ...

Поезд призрак

Траурный поезд призрак Траурный поезд призрак — призрачный президент Линкольн То что находится на пол шага впереди науки , определяется ей как непонятное , ну ...

Подсознание создает двойников человека

Подсознание создает двойников человека Энергетические двойники людей– довольно странное явление. Исследователи накопили немало свидетельств о встречах с людьми, которые в определенном месте и в определенное ...

Подсознание в феномене ясновидения или шестое чувство

Подсознание в феномене ясновидения или шестое чувство Следуя закону познания, не может быть того, чего быть не может. Но скорей всего с каждым из нас ...

Сахарный Диабет — духовные причины заболевания!

Сахарный Диабет — духовные причины заболевания! Сахарный Диабет, как и любое другое заболевание, то есть отклонение от нормы, всегда имеет свои духовные (эзотерические) первопричины. Физиологические ...

Подземный мир или тень преисподней

Подземный мир или тень преисподней Некоторые из астрофизиков, в частности академик И.С. Шкловский, занимаются разработкой теории «зеркальной Вселенной», согласно которой существует параллельное пространство Вселенной, по ...

Самые эффективные упражнения для похудения! Топ 10 лучших видов

Самые эффективные упражнения для похудения! Топ 8 лучших видов Самые эффективные упражнения для похудения! Топ 8 лучших видов Поступают правильно те, кто стремится совместить наслаждение ...

Подземный мир в четвертом измерении?

Подземный мир в четвертом измерении? О подземном мире упоминается в мифах разных народов. Довольно часто в древних мифологиях можно встретить рассказы о существовании некой подземной ...

Подземные жители

Подземные жители 1943 год, декабрь — в развлекательном журнале «Amazing Stories» («Удивительные истории») (США), вышла абсолютно нетипичная для такого издания публикация, которая была посвящена довольно ...

Подземные города

Какова была причина у наших предков для создания подземных городов?… Какова была причина у наших предков для создания подземных городов? В 300 км к юго-востоку ...

Подземелья, пещеры — призрачные обитатели

Подземелья, пещеры и их призрачные обитатели С давних времен подземелья и пещеры считали мистическими и несущими угрозу местами. Смельчаков, рискнувших спуститься в мир вечного мрака, ...

Банки, кредиты и займы

Самость как недостаток и проявление Эго человека

Самость как недостаток и проявление Эго человека Привет всем читателям сайта «Сам себе Психолог»! В данной статье мы рассматриваем понятие Самости не по Юнгу, а ...

Подземелья Третьего рейха или дорога в ад

Подземелья Третьего рейха или дорога в ад Нацистский «Лагерь дождевого червя», о существовании его, известно еще с конца войны. Но он все еще представляет собой ...